2. Экономика весов
Теперь подойдем к проблеме «дешевых» весов со стороны потребителя. Положим, Вы «клюнули» на заманчивые цены и под напором словоизвержения умелых продавцов, купили такие весы. Что дальше?
Последствия лучше изучить на конкретном примере. Порой даже тот, кто эксплуатирует «дешевые» весы в течение нескольких месяцев, не догадывается о том, что уже несет серьезные финансовые потери.
Суть примера такова. Директор элеватора, чтобы порадовать собственника решил сэкономить на покупке автомобильных весов. Для приема будущего урожая им были закуплены весы с НПВ = 60 т и длиной платформы 18 м по цене 580 тыс. рублей.
Теперь мы знаем, что «дешевые» весы могут быть сделаны только на базе «селедочных» датчиков и электроники из «далекого-далека». Платформа сварена шабашниками из минимума самого дешевого металла, как «каша из топора» в известной сказке.
В паспорте «дешевых» весов, как и в паспорте «честных» (дорогих) написано, что погрешность взвешивания автомобиля не превышает ±20 кг. Разница только в том, что реально погрешность «дешевых» весов будет в 2... 3 раза больше декларируемой. Основные причины этого подробно рассмотрены в статьях [2] и [3]. Ими являются нестабильность, плохая термокомпенсация и негерметичность датчиков, низкая помехоустойчивость электроники, деформации платформы и фундамента (рис.1 и 2).
Рис.1. Влияние температуры на величину погрешности автомобильных весов
(А) – «честные» (более дорогие) весы
(В) – «дешевые» весы с датчиками, имеющими большую температурную погрешность
Рис.2. Влияние деформаций грузоприемной платформы и проседания фундамента на величину погрешности весов
(А) – «честные» (более дорогие) весы,
(В) – «дешевые» весы без фундамента с нежесткой, изготовленной «на коленках» платформой
Пример 1 – За сутки элеватор принимает с поля 4000 т зерна пшеницы, завозимой 200 автомобилями. Средняя цена пшеницы 4 500 руб./т. Пусть погрешность дешевых автомобильных весов всего в 2 раза превышает заявленную в паспорте и соответственно равна ± 40 кг.
Надо оценить возможные суточные потери элеватора вследствие использования «дешевых» весов из-за их неточной работы по сравнению с «честными» (более дорогими) весами.
Решение:
1) Суточный «недовес» принимаемой на хранение пшеницы (при занижении показаний) составит
Н = (40-20) х 200 = 4 000 кг = 4 т/сутки
2) Суточные денежные потери, вызванные этим «недовесом», составят
Д = 4 х 4500 = 18 000 рублей/сутки
Ответ:
Ежесуточные потери при приеме зерна на элеваторе в результате использования «дешевых» автомобильных весов могут составить 18 000 рублей
Теперь оценим срок окупаемости «честных» (более дорогих) весов по сравнению с неточными – «дешевыми». Определим также возможные ежеквартальные потери элеватора от эксплуатации, так называемых, «дешевых» весов
Пример 2 – Цена «дешевых» автомобильных весов с НПВ = 60 т равна 580 000 рублей, а дорогих – соответственно 800 000 рублей. Период приема зерна – 60 дней. Надо определить срок окупаемости «честных», но дорогих весов по сравнению с «дешевыми»
Решение:
- Срок окупаемости «честных» весов составит
Т = (800 000 – 580 000) / 18 000 ? 12 дней!
- Убыток элеватора за период приема зерна при использовании «дешевых» весов составит
У = 60 х 18 000 рублей = 1 080 000 рублей!
Ответ:
Разница в цене «дорогих» и «дешевых» автомобильных весов окупится примерно за 12 рабочих дней. Убытки, которые может понести элеватор при использовании «дешевых» автомобильных весов за период приема зерна, могут превысить один миллион рублей!
Приведенные примеры подтверждают известную поговорку «скупой платит дважды», правда в нашем случае он может заплатить в несколько раз больше.
Заключение
Старая европейская пословица гласит: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи!». Русская пословица аналогичного смысла даже рифмуется: «Дешево – да гнило, дорого – да мило!»
Цифры свидетельствуют, что из-за использования некачественных комплектующих и нежесткой грузоприемной платформы, «дешевые» весы обходятся потребителю существенно дороже!
Вроде бы, прочитав статью и проделав вычисления, мы не узнали ничего нового, а просто убедились в правоте наших мудрых предков. На самом деле, в отличие от предков, мы получили цифры, которые, как известно, «упрямая вещь»!
Цифры свидетельствуют, что из-за использования некачественных комплектующих и нежесткой грузоприемной платформы, «дешевые» весы обходятся потребителю существенно дороже! И чем ценнее используемое Вами сырье и взвешиваемая продукция, тем убытки от использования «дешевых» весов ощутимее.
И чем ценнее используемое Вами сырье и взвешиваемая продукция, тем убытки от использования «дешевых» весов ощутимее.
Сформулируйте теперь принцип выбора Ваших будущих автомобильных весов сами! Смысл предельно прост – смотрите на цену и на производителя весов. Автомобильные весы – не дешевые кроссовки или штаны – порвались, купил новые. Это дорогая покупка на много лет. От их качества зависит эффективность Вашего бизнеса, благополучие коллектива предприятия и Вашей семьи!
Успехов Вам и процветания!
Литература
- Сенянский М.В. Как выбрать автомобильные весы через ИНТЕРНЕТ? – «Главный метролог», № 2, 2008
- Сенянский М.В. Взвешивайте самыми лучшими весами, потому, что взвешивая, Вы считаете свои деньги – «АПК Юг», № 09 (35), 2008
- Сенянский М.В. Автомобильные весы № 1 – преодолеем кризис вместе! – «АПК Эксперт», III квартал, 2009
<< Страница 1
Читайте также:
Как выбрать автомобильные весы через ИНТЕРНЕТ?» - часть 1 Дешево - да гнило! Или как не купить УПВ?
Толщина платформы меньше 250мм – вот простейший критерий отличия дешевых автомобильных весов. Приобретение таких весов обойдется дороже при их использовании в дальнейшем. Неточные тензодатчики и электроника, деформация грузоприемной платформы дают неверный результат взвешивания, что выливается в скрытые финансовые потери. Чтобы не купить вместо «честных автомобильных весов» приплывшее издалека «УПВ» - устройства, похожие на весы, следуйте трем простым принципам, приведенных в нашей статье.
|